Бумеранг насилия

«Я не ладил с отцом. Он плохо со мной обращался. Бил меня с малых лет». Ион потирает руки, играет пальцами, скручивает их. Его ответы коротки, он часто не находит слова, хоть и нервно подбирает их. Всё-таки отвечает смирно. Расстроенный, но послушный. За последние семь лет он крал всё, что только хотел, а единственное наказание было избиение от отчима. Весной Ион узнал, что он должен провести десять лет за решёткой.

***
Два отца – двойное избиение

Ион родился в районе Калараш, где он прожил шесть лет вместе с мамой и биологическим отцом. Последний был алкоголиком и отбыл срок за кражу. Часто во время выпивки он натравлял свою злость на жену и сына. Сегодня Ион может сказать о них только то, что они «очень плохо ладили». Его единственные хорошие воспоминания связаны с «дядей Костей», братом матери. Вместе с ним он ходил в лес за дровами или за травой для животных, затем они ходили на шашлыки.

Когда родители Иона развелись, мальчик со своей мамой переехал в населённый пункт в районе Унгены. В возрасте шести лет, не понимая этого, Ион пошёл по стопам своего родного отца. Второй муж матери был таким же агрессивным алкоголиком. Однако Ион не был таким же терпеливым. Он начал сбегать из дома, а чтобы набить желудок, он начал практиковать то, чему его научил его двоюродный брат – воровать. В первый раз он украл машинку, чтобы поиграться. Затем от голода начал воровать орехи.

Сегодня Ион говорит, что отчим бил его только, когда был «злым», чтобы «не творил беспредел». Вопросы по причине отсутствия из дома заставили его потирать руки ещё сильнее. Как только в его жизни появился новый отец, Ион укрылся в компании своих «единомышленников». Они вместе пили вино, курили, крали, затем продавали то, что «раздобыли». А чтобы у них было на это время, днём они помогали друг другу в хозяйстве. Схема была простая – «кто-то замечал что-то дома у человека и рассказывал мне. Затем ходили на кражу. Ночью и днём. Мне родители говорили не совершать глупостей, но я их не слушал. В то время я даже не знал, что такое наказание», рассказывает Ион.

***

Три грабежа и убийство

Однажды под конец зимы Ион со своими друзьями был в гостях по знакомству, коллега из «братвы», но только уже постарше, который иногда предлагал, что и где можно украсть. Выпив несколько стаканов вина, Ион со своей компанией проникли на склад на берегу озера по близости и украли рыбацкую сетку, удочки, верёвки, топливо и пули. С победоносным настроением, молодые люди пошли к Иону домой, спрятали украденное, выпили несколько стаканов вина и пошли к хозяйству старушки, где они планировали украсть орехи. «Мы украли от 20 кг орехов, но не успели мы уйти, как она нас заметила. Она кричала из дома соседке, чтобы она пришла на помощь. Но я не знаю, что нашло на меня, но я разбил окно на двери и ударил её кулаком», вспоминает мальчик.

Они быстро ушли в сторону дома Иона, где его товарищи остались на ночь. Однако Ион не мог успокоиться. Он был так пьян, что его не держали ноги, адреналин и алкоголь говорили ему, что день только начинается. Тогда он решил украсть ещё орехов у другой старушки. «Я вошёл в сарай и хотел открыть замок. На улице шёл дождь, но я услышал приближающиеся шаги. Я испугался и спрятался, взяв в руки кусок железной трубы», рассказывает Ион.

[fullscreen]
[/fullscreen]

Это были торопливые шаги хозяйки дома, которая хотела узнать, что происходит. Тогда Ион испугался и ударил её металлической трубой в голову, женщина упала на землю. «Я ударил её два раза, уже после. Затем я вошёл в её дом и нашёл там 17 тысяч леев». Ион рассказывает это отрывчато, кашляет, сглатывает комки в горле и продолжает.

Забрав орехи и деньги, по дороге домой он встретил знакомого и рассказал ему, что произошло. Тот предложил ему избавиться от тела, чтобы его не поймали. «Он предложил сжечь тело. Эта идея зашла мне в голову. Я был очень пьян. Я пошёл домой, взял повозку отца и бензин. Я разбудил одного из мальчиков и угрожал ему, что если не поможет мне, убью и его», рассказывает Ион посмеиваясь.

Они ехали повозкой до вершины самого высокого холма около села, положили тело женщины на землю, облили тело бензином и попытались сжечь. Однако дождь не позволял огню зажечься. «Затем я пришёл к знакомому, с которым пил весь день, и начал пить, пока совсем не напился. Затем я пошёл домой и лёг спать».

На второй день всё село узнало о произошедшем, а Иона арестовали. Он получил 10 лет тюрьмы за убийство с облегчающими обстоятельствами. Четыре года он проведёт в Тюрьме №10 для несовершеннолетних.

***
Вчера избиты, сегодня задержаны

Сегодня Тюрьма №10 в Гояне содержит 28 несовершеннолетних, все мужского пола, возрастом между 16 и 20 лет. «Значительная часть заключённых были то избиты в детстве, то они сами были агрессивными. Большинство попадают сюда за тяжкие и особо тяжкие преступления. Естественно, что часть преступлений носит насильственный характер. Речь идёт об убийстве, разные действия в сексуальном плане, грабёж, хулиганство», объясняет директор тюрьмы Любовь Жигня. Несовершеннолетние заключённые внедрены в различные программы, которые проводят специализированные психологи и воспитатели, с целью снижения насилия.  Для этого есть программа менеджмента для каждого случая. Таким образом, у каждого подростка есть контактный офицер, с которым он чаще общается в роли наставника несовершеннолетнего заключённого.

Enlarge

liubovi-jignea-1
Любовь Жигня, директор тюрьмы

Ramin Mazur

По словам директора, мало кто из родителей признаются, что применяли насилие к своим детям, большинство, считая, что это единственный метод воспитания. Однако правда выходит наружу после психологических консультаций. «Последний случай, которому я была не то, что удивлена… Речь идёт о мальчике, который мне открылся. Я всегда его спрашиваю, почему он плохо со всеми обращается, применяет насилие, обзывает, в общем, имеет агрессивный характер. Тогда он рассказал мне, как его мама умерла в детстве, а он остался на попечение бабушки. Не уверена, если то, что я сейчас скажу, не является его выдумкой. Но он мне рассказал, что бабушка держала его в собачьей будке, снаружи, всегда легко одетый для погоды на улице: в ветер, в дождь, в снег. Мне просто не верилось. Другая бабушка со стороны отца потом взяла его к себе. Она нашла его, одетого в красную рубашку и тонких штанах, в будке. Ему было холодно, и он был голодный, весь мокрый, так как был дождливый день осени. Самое главное, что он не злился на ту бабушку, так как она всё-таки ухаживала за ним после смерти матери», вспоминает Любовь Жигня.

***

Рецидивисты

Согласно Национальному бюро статистики, уровень преступлений от рук несовершеннолетних снизился наполовину за последние 16 лет. Если в 2000 году было 3031 преступление, совершённые несовершеннолетними, тогда в 2016 году их было 1490, а количество убийств сократилось с 18 до 3. Всё-таки снижение объясняется тем, что была изменена процедура определения вины несовершеннолетнего.

Уровень рецидива среди несовершеннолетних заключённых достаточно высока, говорит директор пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних. Официальной статистики по этому вопросу нет, и если бывшие заключённые совершают преступления после того, как они достигли совершеннолетия, их признают взрослыми преступниками. Однако, согласно Докладу о правах ребёнка в Республике Молдова, опубликованному Народным адвокатом по правам ребёнка, на 2016 год, из 26 предварительно заключённых несовершеннолетних, девять были отправлены в тюрьму во второй или более раз. Омбудсмен по делам детей Майя Бэнэреску рекомендует субъектам, участвующим в рассмотрении дел с участием несовершеннолетних, применять превентивные меры, альтернативные лишению свободы, а также в уголовном преследовании, за исключением превентивного ареста в соответствии с уголовным законодательством.

***
Чем раньше, тем хуже

Елена Ковалёва, психолог высшего разряда и профессор кафедры прикладной психологии в ГПУ им. «И. Крянгэ», изучает девиантное поведение несовершеннолетних в течение почти 20 лет. По её словам, «когда ребёнок видит или чувствует насилие на своей собственной коже, его личность меняется, и чем моложе возраст в этот момент, тем хуже последствия».

Enlarge

ELENA-COVALIOVA-1
Елена Ковалёва, психолог высшего разряда

Ramin Mazur

Теория, согласно которой ребёнок, выросший в насильственной семье, может стать несовершеннолетним преступником, что упоминается каждой организацией, борющейся против насилия в семье. Однако статистических данных, подтверждающих положение организаций или психологов, мало, большинство из них делаются на американском континенте. По словам Елены Ковалёвой, такие исследования требуют очень больших инвестиций, как финансовых, так и во времени, потому что за участниками исследования должны наблюдать с начала их детства до совершеннолетнего возраста. Однако психолог утверждает, что, судя по случаям, которые он лично знает, теория подтверждается. «Я консультировалась с людьми старше 30 лет, которые должны были уже стать полностью развитыми, быть успешными, но они не могут преодолеть неправильные отношения от своих родителей»,  говорит Елена Ковалёва.

Первый пример для подражания для ребёнка являются его родители, а Ион последовал примеру своего биологического отца. «Даже если после нескольких лет ребёнок понимает что хорошо, и что плохо, и даже если ситуация в семье Иона поменялась, страх быть наказанным и мысль, что насилие это норма, не позволили ему вырасти независимым», считает психолог Елена Ковалёва.

Перевод: Суркичан Олег

Lucrez în jurnalism din 2012 și am învățat meseria din practică, pe teren. Am preluat Moldova.org în calitate de manageră în 2016 și de atunci am reușit nu doar să creștem echipa, ci și să transformăm radical forma și menirea redacției. Mă mândresc cu o echipă feministă, care ține pasul cu trendurile internaționale, practicând jurnalismul constructiv și de soluții. Depun efort pentru ca Moldova.org să se asocieze și colaboreze cu organizații de la noi și internaționale, care împărtășesc aceleași valori. Asta pentru că noi facem mai mult decât jurnalism, noi construim o comunitate.

Preluarea textelor de pe Moldova.org se realizează doar în limita maximă de 2000 de semne, cu 2 link-uri directe spre articolul citat în prima și ultima propoziție a fragmentului preluat. Fotografiile/infograficele de pe platforma moldova.org pot fi preluate în număr de maxim 2 bucăți per material și doar cu menționarea Moldova.org și numele autorului/autoarei.